Главная страница » 12 января 300 лет прокуратуре

12 января 300 лет прокуратуре

История создания прокуратуры в России.

12 января 2022 года будет отмечаться  300-летие органов прокуратуры.

Указом Петра I от 12 января 1722 года в Российской Империи была учреждена прокуратура. Она учреждалась с целью осуществления гласного контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

Важную роль в правовом регулировании деятельности прокуратуры сыграл Указ Петра I от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора». В соответствии с этим указом Генерал-прокурор, названный «оком государевым» и «стряпчим» о делах государственных, осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны — Сенат — действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же Генерал-прокурор подчинялся только императору. Первым генерал — прокурором был один из ближайших сподвижников царя — П.И. Ягужинский. Одновременно с его назначением учреждались должности прокуроров в надворных судах.

Прокуроры осуществляли надзор и за законностью в деятельности государственных органов, вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Прокуроры были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов.

Из этого можно сделать вывод, что прокуратура в России учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основах принципа централизации. Прокуроры преимущественно осуществляли надзор за законностью в деятельности не только государственных органов, но и должностных лиц и издаваемых ими правовых актов.

После смерти Петра I прокуратура фактически бездействовала, особенно в период царствования Анны Иоанновны, то есть по существу была ликвидирована. Вновь прокуратура была восстановлена 12 декабря 1741 года Указом императрицы Елизаветы Петровны и наделена теми же правами, которые имела в период царствования Петра I.

Полностью же прокуратура сформировалась как орган надзорного типа при Екатерине II. Тогда в значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В принятом в 1775 году «Учреждении о губерниях», были закреплены задачи и полномочия губернских прокуроров. Они наделялись правом вести надзор за законностью в деятельности губернских и уездных органов, в том числе и судов, проверять соответствие законам принимаемых ими решений. На прокуроров возлагалось предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование незаконных правовых актов.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно ослаблен, сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. С созданием в 1802 году министерства юстиции, должность министра стала совмещаться с должностью Генерал-прокурора, а губернские прокуроры стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 году Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых очень четко было определено назначение прокуратуры-наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались от должности императором, а нижестоящие -Генерал- прокурором Российской Империи.

С принятием судебных уставов 1864 года прокуратура из органа надзорного типа была трансформирована в основном в орган уголовного преследования. Но следует иметь в виду, что закон подчинял прокурору полицейское дознание, включал в его обязанность вести наблюдение за производством предварительного следствия, в котором сочеталось руководство действиями судебного следствия и надзор за законностью его действий и решений.

При рассмотрении судами уголовных дел прокуроры выступали полноправными участниками судебного процесса, приносили кассационные и апелляционные протесты на незаконные и необоснованные решения судов, осуществляли надзор за исполнением приговоров. Они также осуществляли надзор за соблюдением законности в местах отбытия наказаний, назначенных судами. При рассмотрении судами гражданских дел прокуратура выполняла лишь законную функцию.

В таком виде и в основном с такими функциями прокуратура России просуществовала до Октябрьского переворота. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 года прокуратура была упразднена.

Только в 1922 году Всероссийский Центральный Исполнительный комитет принимает постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре. Это был первый в истории советской прокуратуры нормативный акт, специально посвященный регламентированию организации и деятельности органов прокурорского надзора. ВЦИК признал необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губисполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Государственная прокуратура была учреждена не в качестве самостоятельного органа, а в составе народного комиссариата юстиции, в качестве ее отдела. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором республики (так же, как и Министр юстиции царского правительства — Генерал-прокурором). Губернские прокуроры, их помощники, назначались и увольнялись Прокурором республики.

Особое место в истории прокуратуры занимают суровые годы Великой Отечественной войны. Повседневная работа прокуратуры была направлена, прежде всего, на обеспечение точного исполнения требований законодательства об укреплении тыла, на оказание помощи фронту, на всемерное содействие военному командованию.

Почти три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох и династий, испытав на себе влияние разных политических режимов, служит державным оплотом порядка и законности нашего общества.

error: Для получения материала обратитесь на почту bntva@yandex.ru