17 августа, то есть за две недели до начала занятий, педагогам и родителям учеников «Ульянинской ООШ» Краснохолмского муниципального округа Тверской области официально сообщили, что данное образовательное учреждение больше работать не будет.



Для «оглашения приговора» (а иначе это назвать язык не поворачивается) представители отдела образования приехали в деревню Ульянино. На повестке дня стоял и еще один немаловажный вопрос – это подвоз детей к их дальнейшему месту обучения.
Поскольку средства на транспортировку юных ульянинцев в бюджет 2021 года заложены не были, родителям предложили “дружить домами” и возить их в школу на собственном транспорте самостоятельно.
Кто из жителей Ульянино возьмёт на себя ответственность за жизнь и здоровье не только своего, но и чужого ребенка, особенно учитывая качество местных дорог, пока непонятно.


И всё это – система мероприятий по оптимизации и реорганизации образовательных учреждений по муниципальной целевой Программе развития (очень хочется подчеркнуть именно это слово) системы образования.
Проще говоря, школы, в которых училось малое количество детей, начали закрывать одну за другой, распихивая оставшихся учеников по тем, которые еще имели счастье функционировать.
«За время своей работы я сменила три школы, – рассказывает учитель старших классов Галина Александровна, – В 2007 году преобразовалась в начальную, а через год и вовсе закрылась Братсковская школа, в 2009 году – Бекренская школа, а теперь вот и Ульянинская».
Кстати, вот так сейчас выглядит здание, в котором находилась Братсковская школа:


Как говорится в докладе по той же Программе развития, «ликвидация школ с минимальным контингентом обучающихся позволила увеличить среднюю наполняемость классов по городу и по селу, что положительно повлияло на соотношение «учитель-ученик»». Вот только большей части сельских учителей теперь просто негде работать.
Оптимизация, реорганизация и ликвидация общеобразовательных учреждений Краснохолмского муниципального округа привела к следующим результатам – оптимизировать больше нечего.
Из 14 сельских школ на территории округа осталась всего одна, и находится она в деревне Хабоцкое. Плюс две городские школы – “Краснохолмская СОШ №1” и МБОУ “Краснохолмская СОШ №2 им. С. Забавина”.
Как пояснила в телефонном разговоре заведующий отделом образования Краснохолмского муниципального округа, это произошло из-за “естественной убыли населения”. Всё верно. Откуда взяться молодежи, рожающей детей, там, где нет рабочих мест? Предприятия закрываются, колхозы разваливаются. Люди вынуждены уезжать.
Умирает район. И нет ничего больнее, чем наблюдать, как уходят под землю, растворяются среди лесов целые деревни, которые ещё недавно бурлили жизнью, как зарастают кустарником прежде ухоженные поля, приходят в негодность дороги.
Есть ли выход? Есть ли пути развития, обретения былой мощи села? Не знаю. Но если не станет в России деревень, не станет и самой России.
Рита Вишнякова