Основной темой для встречи послужила практика оформления билетов онлайн и автозаполения на сайтах и в мобильных приложениях так называемых “галочек” согласия потребителей на приобретение страховок.
Ранее Роспотребнадзор и Банк России информировали транспортные и страховые компании о недопустимости автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг, так как это вводит потребителей в заблуждение и является навязыванием ненужной услуги, а занчит, нарушает права покупателей.
Анализ жалоб потребителей показал, что “скрытные” формы согласия на приобретение страховок не являются осознанным выбором. Многие граждане просто не замечают заключения дополнительных договоров из-за небольших сумм страхования – в пределах 500 рублей. Другие же просто не предъявляют претензий из-за отсутствия времени либо не верят в возможность возврата средств.
По результатам мониторинга интернет-ресурсов перевозчиков и компаний, оказывающих транспортные услуги, только в 2022 году было объявлено 82 предостережения в адрес компаний, использующих вышеперечисленные практики. В результате пять авиакомпаний на своих ресурсах исключили “автосогласие” на приобретение страховок. В отношении других перевозчиков поданы иски в защиту потребителей: Роспотребнадзор добивается исключения элементов навязывания дополнительных опций из услуг продажи билетов.